Уборка и дезинфекция в чистых помещениях

Что такое чистое помещение?


Первоначально чистые помещения были разработаны для производства различных высокотехнологичных продуктов, например электронных чипов или оптики для телескопов. Воздух в помещении подвергался нескольким этапам фильтрации, т.е. сначала он очищался от пыли, которую мы видим когда солнечные лучи падают на поверхность. Чистка и дезинфекция помещения в таком виде производства имеет важнейшее значение, поскольку одна песчинка может уничтожить продукцию стоимостью в несколько миллионов евро. После фильтрации от пыли наступает следующий этап. Воздух очищается с помощью фильтра тонкой очистки (ФТО), который способен задерживать частицы более 0,5 мкм. Для сравнения, размер бактериальной клетки около 2 мкм. Очищенный воздух в чистом помещении опускается с потолка на пол по ламинарному потоку.


клининг чистых помещений


Качество воздуха характеризуется числом частиц в нем после очистки. Исторически сложилось так, что чистые помещения были классифицированы согласно американскому стандарту 209. В приложении Е указаны следующие классы: класс 10000, класс 1000, класс 100 и класс 10. Чем меньше число, тем чище помещение. Этот класс обозначает максимальное количество частиц на единицу площади пространства. Позже этот стандарт был заменен на международный DIN EN ISO 14644, в котором нагрузка рассчитывается на кубический метр. В России на основе международного стандарта были разработаны ГОСТ серии 14644. Благодаря минимальному количеству микроорганизмов и частиц, чистые помещения успешно стали применяться в пищевой промышленности для того, чтобы увеличить срок хранения продукции. Особенно, это касается тех продуктов, в которых запрещено применение консервантов. Выпечка и закуски, приготовленные в стерильных условиях, практически не подвергаются риску попадания патогенных микроорганизмов. При этом улучшается качество и срок хранения продуктов.


Уборка чистых помещений


Хотя в чистое помещение поступает лишь очищенный воздух, в котором практически полностью отсутствуют частицы, оно все равно подвергается постоянному загрязнению изнутри. Абразив от оборудования, продукты питания, персонал, работающий на производстве в чистых помещениях - все они являются серьезными источниками загрязнения. Последний пункт является наиболее слабым звеном в этой цепи и подвергает чистую среду опасности. Т.е. уборку осуществляют люди, которые являются самой большой угрозой стерильного пространства. Уборка чистых помещений характеризуется как «высшая дисциплина» для любой клининговой компании.


Пребывание в чистом помещении разрешается лишь весьма ограниченному кругу лиц при условии, что те используют современные защитные костюмы для чистых помещений. Наличие спецодежды из защитной ткани, масок, колпаков станет гарантией того, что человек не является постоянным источником поступления микроорганизмов и частиц в чистую среду. Ни в коем случае нельзя бегать по помещению или дурачиться, поскольку резкие движения могут привести к тому, что между телом и защитной тканью образуется пробел, через который частицы попадут в чистую среду. Разумеется лица, страдающие насморком или кашлем, не допускаются в чистое помещение.


На сегодняшний день уборка в большинстве таких помещений проводится внутренним персоналом компании, однако судя по растущей тенденции к аутсорсингу, все больше и больше сторонних специализированных клининовых компаний участвуют в тендерах на уборку чистых помещений. Как правило, каждое предприятие приобретает опыт в уборке чистых помещений методом проб и ошибок. А любое производство индивидуально и требует разного уровня чистки и дезинфекции. Соответственно, мы не можем здесь выложить универсальное руководство по уборке в чистых помещениях.


Несмотря на эти сложности, принцип уборки чистых помещений не отличается от принципов уборки других помещений. Как таковую, ее можно разделить на обычную и прецизионную чистку. Обычная уборка может быть выполнена с помощью моющих пылесосов, резиновых швабр, щеток и липких роликов. При использовании пылесосов всасываемый воздух должен выводиться либо за пределы чистого помещения, либо фильтроваться с помощью ULPA (Ultra Low Particle - фильтр для улавливания малых частиц) или HEPA (High Efficiency Particulate Air - высокоэффективный воздушный фильтр) фильтров, способных задерживать 99,95% частиц размером 0,3 мкм. Помните, что чистящие головки тоже нужно регулярно мыть согласно инструкциям по контролю качества. Тщательной регулярной чистки требуют также губки, швабры и другие инструменты. Перед уборкой зачастую тряпку складывают специальным образом.


Складывание салфетки для уборки чистого помещения


Влажная тряпка значительно лучше выполняет свои функции, чем сухая, однако после влажной уборки некоторые частицы могут снова оседать на поверхность. После использования чистящих средств поверхность промывается еще и чистой водой, чтобы смыть остатки детергента. Степень очистки помещений проверяется, как правило, ультрафиолетом, липкой лентой, промывкой участка, а затем химическим и микробиологическим анализом жидкости.


Проблема распыления и высвобождения частиц


Для уборки чистых помещений должны использоваться средства, предназначенные именно для этого. Обычные хлопковые тряпки совершенно не годятся для этих целей, поскольку хлопок выбрасывает большое количество частиц при механическом воздействии. Швабры, салфетки и другие средства должны легко отмываться от частиц при полоскании.


Подойдут такие материалы как полиэфирное (полиэстерное) волокно, которое имеет гладкую поверхность, за счет чего частицы легко отмываются. А защитный костюм должен действовать как барьер между телом человека и внешней средой, чтобы наши бактерии и микроорганизмы не попадали в чистую среду во время проведения каких-либо манипуляций в чистых помещениях. Защитная ткань должна состоять из очень тонких полиэфирных волокон.


Чистящие средства и оборудование должны быть предварительно протестированы. Пользователь должен убедиться в том, что они способны удалять микрочастицы. Еще одним важным фактором является химическая стойкость во избежание проникновения частиц в чистое помещение. И последнее, но не менее важное условие - тщательное соблюдение правил личной гигиены.


Дезинфекция и стерилизация чистящих средств


В зависимости от требований производителя продуктов питания, ведра, отжимные машины, швабры, мусорные корзины, тряпки, швабры, дезинфицирующие и чистящие средства, диспенсеры, табуреты, лестницы и пылесосы должны стерилизоваться или дезинфицироваться. Швабры, салфетки и другие средства для уборки, которые используются многократно, должны быть выполнены из материалов, которые поддаются дезинфекции или стерилизации. Методы бывают разные, вплоть до химического, теплового воздействия и радиоактивного излучения.


полиэстерное волокно


В отличие от хлопковых изделий, салфетки из полиэфирного волокна способны выдержать гамма-стерилизацию. Защитная одежда, в которой осуществляется уборка, должна меняться по меньшей мере раз в сутки и стираться в специализированных прачечных. Стирка с дезинфекцией- наиболее подходящий метод. Желательно чтобы он сопровождался применением дополнительных мер во избежание повторного загрязнения.


Заключительные рекомендации по уборке чистых помещений


Очевидно, что каждое предприятие требует специально разработанной процедуры уборки в зависимости от специфики деятельности. Из-за огромного количества видов чистых помещений невозможно дать единые рекомендации для всех и «причесать» под один стандарт. Тем не менее, есть некоторый опыт, достигнутый эмпирическим путем, который можно применять для уборки любых чистых помещений.


Первое правило заключается в том, чтобы содержать в чистоте прилегающее к чистому помещению пространство. Проводить в нем уборку чаще и тщательней обычного. Контроль загрязнений может потребовать более регулярной уборки прихожих, залов и офисов. Особое внимание следует уделить раздевалкам.


Протирание пола чистого помещения


Второе правило основано на требованиях «Правила организации производства и контроля качества продукции» (GMP), к примеру, для производства лекарств это требование ОСТ 42-510-98. Они применимы к уборке чистых помещений. Согласно GMP, при уборке чистых помещений требуется использование стерильных растворов.


Самый ценный совет, который мы можно дать, это то, что необходимо изучать специализированную литературу, в особенности стоит уделить внимание ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 «Эксплуатация чистых помещений» и «Правила организации производства и контроля качества продукции» GMP.


Более подробнее об услуге уборке чистых помещений можно узнать здесь.